Одновременно в курганных группах Чалкар IV и V завершено исследование всех захоронений половецко-кипчакского времени, являющихся первыми находками этого времени в Западном Казахстане.
Курган 13, давший два захоронения прохоровского этапа, располагался, на южном краю плато и представлял собой одиночную насыпь. При расчистке его в насыпи в каменной выкладке среди камней обнаружены разрозненные кости скелета ребенка и горшковидной формы сероглиняный сосуд с широким устьем, отогнутым венчиком, слегка удлиненным туловом и плоским дном. Сосуд имеет орнамент в виде косых насечек. Мапера нанесения прорезных линий по сырой глине, форма сосуда имеют много общего с орнаментом гуннских сосудов. Основные погребения прохоровского этапа представлены двумя могильными ямами с характерной для данного могильника южной ориентировкой и типичным для сарматов инвентарем: посуда, бронзовые наконечники стрел, обломок кинжала и впервые найденное в данном могильнике шаровидное железное навершие булавы. В южном конце могильных ям находились кости лошади, а в северном, у ног, – кости овцы. Стратиграфические наблюдения свидетельствуют, что основным захоронением является восточное, а западное – более поздним.
Курган 16 оказался полностью разграбленным. Курган 4 дал материал переходного от савроматов к сарматам периода.
Курганные группы Чалкар IV и V расположены в 3-3,5 км севернее могильника Чалкар III. Группа Чалкар IV представлена 8 курганами и земляным сооружением овальной формы, вытянутым с юга на север на 20 м и с запада на восток на 14 м. Высота вала 0,3 м, ширина 0,75 м. В южной стороне вал имеет разрыв – «вход», а в середине – небольшой бугор. Группа Чалкар V представлена 6 курганами, вытянутыми цепочкой по линии север-юг на 200 м. Вокруг насыпей имеются ровики глубиной 0,2-0,4 м, шириной 1-2 м.
Результаты исследования курганов в этих группах свидетельствуют об устойчивом обряде погребения в них. Во всех курганах под насыпью, на уровне древней поверхности, выявлены четкие контуры длинных и узких прямоугольных форм могильных ям, ориентированных с запада на восток. Ямы имеют плечики-уступы вдоль длинных сторон.
Захоронения производились в деревянных гробах–колодах. Погребенные ориентированы головой на северо-восток. На первый взгляд, тип ям с заплечиками-уступами, наличие долбленых гробов-колод сближает данные погребения с третьим типом прохоровских захоронений Южного Приуралья. Однако инвентарь захоронений свидетельствует, что в данном случае мы имеем дело с позднекочевническими погребениями, аналогичными памятникам Нижнего Дона и Поволжья. В гробовищах–колодах сохранились остатки шелковой одежды, обуви, вооружения и другого инвентаря. Особый интерес представляют остатки шелковой зеленого цвета ткани, на которой имеется набивной из парчевых нитей рисунок в виде каких-то стилизованных изображений. К предметам вооружения отнесем железные крупных размеров наконечники стрел с ромбическим пером и длинным черешком, колчаны берестяные с костяными орнаментированными накладками, железные ножи, остатки луков. Найдены также различные пряжки и бляшки с орнаментом, выполненным в стиле «кошкар-миюз». Среди находок выделяются железные стремена двух типов: 1) малые низкие с прямой подножкой и с расплющенной дужкой, в верхней части которой прорезано отверстие для путалища; 2) большие высокие с изогнутой широкой подножкой и выступом для ремня, отделенного от дужки перехватом. Встречены удила двусоставные кольчатые с псалиями, остатки деревянного седла, окрашенного в красно-белый цвет. Инвентарь позволяет отнести эти захоронения к XI - началу XIII в.
Результаты исследования овального земляного сооружения позволяют предположить, что оно имеет ритуальное назначение. Таким образом, можно констатировать, что плато Сантас у озера Чалкар было местом интенсивной жизни кочевых племен на протяжении двух тысяч лет, т. е. с VI в. до н. э. по XIII-XIV вв. н. э.