Цель исследований. По материалам го­родища Сарайчик исследование культурно исторических процессов в ХІН-ХУІ вв. в кон­тексте общей истории возникновения, рас­цвета и распада государства Золотая Орда, Ногайской Орды и начального периода фор­мирования Казахской государственности.

Задачи исследований.

-                     Проведение аварийно-спасательных раскопок непосредственно на разрушаемой площади городища водами р. Жайык.

-                     Продолжение исследования архитек­турного сооружения типа «хана».

Сохранение культурно-исторического наследия прошлого.

Методика исследований. Эмпирически сложившаяся методика исследований городищ раскопки послойно-квадратным способом с фиксацией всех объектов, встречающихся в слоях, чертежно-графическим, описательным способом и с подробной фотофиксацией.

Изучаемый участок территории городи­ща находится в непосредственной близос­ти к береговой полосе, где ежегодно куль­турные слои размываются водами р. Жайык. В связи с быстрым разрушением основного объекта дворцового сооружения типа «ханы» было проведено изучение этапов его архитектурного обустройства. В ходе иссле­дования был выявлен первоначальный кор­пус основания «ханы». Он имеет прямоуголь­ную, вытянутую с юга на север форму раз­мером 20*25 м с внутренней решетчатой конструкцией, предназначенной под капи­тальные стены, и являлся платформой для обитаемых помещений «ханы». Сооружен он был из сырцовых кирпичей с толщиной стен от 80 до 160 см. Высота стен основания рав­нялась 200 см. Пространство между стена­ми основания было засыпано перемесом культурного слоя 1330-1360 гг. Впослед­ствии, за счет пристроек, оно расширилось до размера 40*40 м (фото 1).

Проведенный предварительный архи­тектурный анализ плана сооружения показы­вает, что оно возводилось согласно архитек­турному проекту единовременно. На основе полученных данных, излагающих структуру расположения помещений и их размеров, в настоящее время уже проводятся работы по поиску аналогов в средневековых школах зодчих. Итогом этой работы будет выявле­ние строительного центра, зодчие которого возводили сооружение, и его дальнейшая ре­конструкция. В решении этой задачи помо­гают специфические приёмы строительства, исследованные археологами. Часть площа­дей под помещения «ханы» были в основа­нии заложены пахсовыми блоками, изготов­ленными из суглинистой массы культурно­го слоя. Эта закладка связана, видимо, со спе­цифическим предназначением помещений, которые, вероятно, испытывали значитель­ную нагрузку. То есть над помещениями были или надстройки, или в них находились тяже­лые элементы конструкции сооружения.

В ходе исследования была вскрыта часть сооружений, находившаяся под основанием «ханы». Выявлено, что при строительстве «ханы» они на ненадежных участках разру­шены, а ряд надёжных широких стен послу­жил основанием под стены «ханы». Конст­рукции интерьера комнат за редким исключением не разрушались, а просто засыпались грунтом. Это позволяло в каркасе иметь дополнительные элементы жесткости между стенами. В то же время эта ситуация дополнительно подтверждает заключение, что перестройка велась по архитектурному проекту. Сам дом имел Г- образную форму, сведённую из двух вытянутых прямоугольников. Восточный прямоугольник был ориентирован по направлению юг-север, состоял из 4 комнат и имел внутренние размеры 3*5 м.

В интерьере комнат находились лежанки-суфы, обогреваемые внутренними каналами, и топки с тандыром. Близ топок располагались умывальники ташнау. Северная часть дома была направлена на запад и также имела форму вытянутого прямоугольника. В ней находились 4 комнаты размером 4*5 м. Интерьер комнат был явно хозяйственного назначения. В них были ямы для хранения продуктов, обложенные сырцовыми кирпичами, большие тандыры, просто земляные большие грушевидной формы ямы для продуктов. В одной из ям были встречены семена проса. Полученные данные указывают, что это сооружение по своему функциональному назначению напоминает «хану» комплекс помещений с обширным двором для временного проживания странствующих людей купцов, путешественников, чиновников, паломников и т.д. Перед фасадом «ханы» располагалась площадь, обрамленная кирпичными постройками. Площадь имела размеры 30*20 м. На расстоянии 8 м к югу от «ханы» и нижележащего под ней дома вдоль южного фасада, через улицу проступает длинная, шириной 60 см, сложенная из сырцовых кирпичей стена еще неясного по своему назначению сооружения. Примечательной особенностью ее является то, что в нижней части стены по ее оси проложено бревно размером 20*20 см. В юго-западной части данные сооружения имеют над собой большой, спланированный в виде квадрата шестикомнатный дом, ограничивающий с южной стороны площадь перед «ханой».

С западной стороны к ней примыкал другой дом. Он был прямоугольной формы, вытянутый вдоль улицы и имел две обширные раз­мерами 5*4 м и одну размером 3*4 м, две 3*3 м комнаты. Комнаты были жилыми и имели типовой интерьер в виде суфы с сис­темой отопления. Суфы были широкими, располагались вдоль стен Г- образно. Вход в каждую комнату был отдельным и нахо­дился с западной стороны. Данная улица продолжалась в южную сторону от домов на 20 м и замыкалась вглухую домом с шес­тью комнатами. Они имели типовой интерьер с суфой и канами. Внутренний размер их был 3*4 м. Вход в дом располагался с северной стороны и, по всей видимости, был возведен в 1380-х годах, чтобы перемкнуть улицу.

Между этими домами поперек улицы располагалось сооружение, представлявшее собой основу ворот. Под эту основу была использована часть широкой сырцовой сте­ны нижележащей конструкции более ранне­го периода. В нее было врезано по длине бревно размером 30*30 см и длиною 4 м, а также выкопана яма под вертикальной опо­рой. В западной половине основы ворот на­ходилась выкладка из сырцовых кирпичей для укрепления прохода.

В целом участок со зданием «ханы» в плане с фасада представлял следующее. Пе­ред «ханой» находилась площадь, от кото­рой к югу отходили 2 раскопанные улицы. Одна улица перегораживалась зданием, имев­шим вход со стороны «ханы», а с другой стороны была глухая стена. Другая улица имела перекрывающие ее массивные ворота. Поэтому комплекс с «ханой» был выделен, Исследования погребений позволяют уви­деть картину отношений между городом и степью, исламом и традиционными древни­ми верованиями, социальными слоями на­селения. Они также наглядно представляют многонациональный состав населения Са­райчика и создание межнациональных брач­ных союзов.

Наравне с одиночными захоронениями за отчетный период исследован дополнительно ряд погребений, совершенных в ХV-ХVI вв. в сложных подземных сооружениях скле­пах из обожженного кирпича. Возникновение этого вида погребений, его развитие в пос­ледующее время среди тюркских народов об­ширного региона представляют до сих пор нерешенную задачу в археологической науке. Новый материал позволяет приблизиться к ее решению.

В ходе исследования удалось выявить пять строительных периодов. Временной промежуток, приходящийся на каждый период, составлял несколько десятков лет и включал в себя различные перестройки.

 

' На городище кроме авторов работали специалисты: Ю.Ф. Черкашин, А. Антонов, А. Турарулы, М. Калменов