Понятие археологический комплекс при­менимо к изучаемому объекту, так как он включает в себя несколько памятников. Сюда входят: дворцовый комплекс монументаль­ное сооружение, четырехугольное в плане, выложенное из массивных каменных блоков красного песчаника, высотой от 1 до 1,5 м. План постройки 169*145 м. Ориентирован длинными сторонами с севера на юг (фото 1); т.н. крепость сооружение почти квадратное в плане, размерами 39*40,5 м, расположено в 1 км юго-западнее дворцового комплекса. Ориентация крепости по странам света. По углам сооружения, по всей видимости, рас­полагаются башни, круглые в сечении); т.н. замок сооружение располагается на есте­ственном холме. Его размеры 40*25 м, вы­сота 3-3,5 м, здание прямоугольное в плане, ориентировано длинными сторонами с вос­тока на запад с небольшой сдвижкой. По­стройка датируется второй половиной X- XIII вв.); садово-парковая зона восточнее дворцового комплекса расположен участок, окруженный стеной размером 250*250 м. Скорее всего, на этой территории предпо­лагалось разбить парк-сад; т.н. загородные усадьбы или по-иному «жилой квартал», на­ходящийся к северу от «дворцового комп­лекса», а также несколько бугров, предпо­ложительно усадьбы, расположенные вблизи комплекса; а также каменоломня, карьер для выработки глины, смотровая башня, землянки рабов, агро-ирригационные сооружения и система водоснабжения, серия сакских курганов.

Исследование комплекса ведется на протяжении многих лет и, конечно, наибольшее внимание вызывает т.н. дворцовое сооружение. Но надо признать тот факт, что многочисленные теории о функциональном назначении сооружения до сих пор не имеют веской фактологической системы доказательств.

Исследования этого полевого сезона были сконцентрированы, во-первых, на археологической подготовке дворцового комплекса к консервационным и музеефикационным мероприятиям, во-вторых, производилась общая топоплановая цифровая съемка комплекса, а также делались раскопки т.н. крепости, краткая характеристика которой была приведена выше.

Северо-западная четверть дворцового сооружения была выбрана для археологических зачисток и последующих консервационных мероприятий. Три шурфа, заложенные с внешней стороны (север и запад) наружной стены и три параллельных шурфа внутри комплекса, доведенные до «материковой» отметки, показали расположение слоев, наличие котлована и уровня дневной поверхности. Следуя горизонту погребенной дневной поверхности, была расчищена территория по периметру северо-западной четверти дворца и, таким образом, открыта стена вы­сотой 1,2-1,5 м.

Конструктивные особенности сооруже­ния описывались неоднократно, и исследо­вания этого полевого сезона были сконцент­рированы на произведении дополнительных обмеров, а также промеров высот. Дополни­тельно перед началом раскопок проводилась микротопографическая съемка руин, а также плановая параллельная цифровая съемка. Извлекаемые камни были пронумерованы, нанесены предварительно на план.

Шурфы, заложенные в северно-западной части комплекса, дали возможность изучить и документировать каменную кладку стен, а также взять серию проб кладочного раство­ра, штукатурки и грунта из одной траншеи.

Характеристика кладки и размеры камен­ных блоков приводились в литературе ранее. В ходе работ этого полевого сезона была за­фиксирована следующая особенность: кладка массивных каменных блоков сверху нивели­ровалась комбинацией мелких сколов красно­го песчаника и кладочного раствора. Этот строительный прием использовался для того, чтобы нижние части каменных блоков следу­ющего ряда плотно «садились» на предыду­щий. Таким образом достигалось максималь­но крепкое сцепление рядов кладки стены.

На Ближнем Востоке, например, широ­ко использовалась т.н. «система сэндвича», когда щели между рядами каменной кладки забивались каменными сколами. И тем са­мым достигалась стабилизация кладки1.

Фундамент внешней стены прослежен на глубину 3,1-3, 5 м снаружи, а с внутренней стороны на 1,5-1,7 м. Г-образный фунда­мент - особый архитектурный прием с ос­новной целью укрепить несущие свойства внешней стены и ее оборонительные функ­ции. Фундамент, что интересно, был обма­зан белой штукатуркой (алебастр или известь еще не выяснено), по всей вероятности, вы­полнявшей гидроизоляционные функции.

Следы котлована хорошо прослеживаются в профилях шурфов. В одном из профилей четко выделяются косые следы заполнения котло­вана грунтом, что, возможно, в дальнейшем по­зволит вычислить методы засыпки котлована.

Внутренние стены дворца не имели фун­дамента как такового, но для стабилизации внутренних конструкций, вероятно, произво­дилась горизонтальная заливка поверхности глинистым раствором, на котором в дальней­шем возводились стены.

Вертикальные поверхности стен также были покрыты белого цвета обмазкой (ганчевый ли это раствор или известковый, пред­стоит выяснить после проведения анализов).

Датировка нескольких находок, в том чис­ле керамики, каменного изделия, наконечни­ка плуга, жженых кирпичей, на сегодняшний день не может быть уточнена.

На территории т.н. крепости был зало­жен раскоп, покрывший фактически 80% поверхности всего объекта. Большое количе­ство камней не дало возможности закончить археологические исследования в этом году, соответственно, раскоп должен быть продол­жен в следующем полевом сезоне.

«Крепость» сооружена на естественном возвышении высотой 3-4 м и представляет со­бой в плане прямоугольник размером 41*39 м. По углам крепости, возможно, располагались угловые башни, круглые в сечении.

В северо-западной части крепости, сра­зу же после снятия верхнего слоя (10-20 см), были обнаружены следы мощного завала красного песчаника камни вперемешку с грунтом эоловой морфологии.

Ближе к центральной части крепости был обнаружен еще один мощный завал. Сплош­ной слой колотого, по форме напоминающе­го плитку камня равномерно распределялся по полу. В центральной части раскопа не было зафиксировано следов строительных конструкций.

После снятия первых слоев в южной ча­сти раскопа у внешней стены были выявле­ны очаги и местами следы пожара. На глу­бине 60-80 см были обнаружены следы стен (ровные линии кладки, читаемые в завале). После углубления были выявлены помеще­ния, маркированные каменными стенами, перпендикулярно примыкающими к южной внешней сырцовой стене. Ширина стен 40-60 см (фото 2). Ближняя к восточному краю раскопа стена, сложенная из красного пес­чаника, имела следы обмазки. Желтая рых­лая обмазка местами достигала 4-5 см в тол­щине. В одном из помещений был обнару­жен частично сохранившийся тандыр (?), рядом зольник. Помещения представляли собой почти одинаковые по площади комна­ты. Высота стен не более 1 м. Сохранность стен удовлетворительная.

Возможно, верхняя часть стен достраи­валась или перестраивалась позднее, так как вблизи каменной кладки обнаружены сырцо­вые завалы.

Все факты свидетельствуют о наличии двух строительных горизонтов и, соответ­ственно, двух периодов жизни сооружения. В первый были возведены внешние сырцовые стены и, возможно, параллельные перегород­ки, выложенные из камня, перпендикулярные сырцовой внешней стене. Второй период маркируется наличием очагов внутри поме­щений, несколькими стенами, сложенными из мелкого камня. Керамический комплекс также позволяет выделить два хронологичес­ких периода.

Общая картина разрушений свидетель­ствует о возможном землетрясении, которое, по всей видимости, послужило причиной ги­бели сооружения.


1 Например, описанная система кладки применялась при строительстве средневекового городища ал-Балид (сул­танат Оман, на территории современного города Салала).