Одной из задач изысканий является необходимость введения в научный оборот новых типов памятников, вкупе с мемориалами с каменными изваяниями, характеризующих его в качестве культового центра племен тюркских кочевников Западнотюркского каганата. Работы по ландшафтно-топографическому районированию разного типа культовых памятников: мемориалов с изваяниями, памятников наскального искусства, участков с родовыми тамгами, каменными алтарями и рунической письменностью проведены совместно с работами по анализу новых типов источников, каковыми являются многочисленные каменные алтари, тамги и руническая письменность.

Другим направлением исследований являются работы по подготовке проекта создания национального парка Мерке, на территории локализации одноименного тюркского святилища. Совместно с экспертами Жамбылского областного управления охраны окружающей среды проведена экологическая экспертиза водных источников и состояния земель. С целью подготовки концепции национального парка совместно с архитекторами ведется разработка концепции ландшафтного районирования памятников святилища. Проект концепции национального природно-исторического парка включает работы в контексте архитектурного расположения памятников в условиях пространства высокогорья и взаимосвязи культовых комплексов с окружающей средой. Внутреннее районирование территории локализации парка планируется провести в соответствии с зональным распределением ладшафта, в котором будут выделены абсолютные, заповедные природные зоны, культурный ландшафт и зоны, в которых возможно проведение регулируемой хозяйственной деятельности. В условиях альпийских лугов, используемых кочевниками, в качестве жайляу, скотоводство является исторически сложившимся, традиционным способом хозяйствования. Культовые мемориалы святилища Мерке и есть культурное наследие кочевого населения, тысячелетиями населявших эту землю. Следовательно, кочевничество на территории будущего национального парка должно носить традиционный естественный характер. Реальные черты и действительный характер кочевничества, с перекочевками, в летние месяцы на высокогорные жайляу, а зимой в низовья реки Чу, постепенно теряющий свою самобытность в условиях современного процесса активной урбанизации общества, удивительным образом, notfa еще в том же неизменном виде сохранился на территории Меркенского района. Этнографические характеристики летнего быта чабанов по-прежнему сохранили традиционную модель жизни кочевника в юрте с присущими ей чертами повседневных забот по выпасу скота, процесса изготовления молочных изделий, а также народных игр и мн. др. являющихся неотъемлемой частью условий среды обитания номадов на жайляу. Сохранение культурного ланшафта тюркского святилища Мерке немыслимо без сохранения модели кочевничества в пределах национального природно-исторического парка, так как в описываемом случае мы имеем, возможно, единственный шанс сохранения культурного наследия в ее историческом развитии.

Сравнительно-сопоставительный анализ памятников монументального искусства святилища Мерке с мемориалами кочевников, получивших распространение на территории расселения кочевников степи Евразии позволил нам сделать ряд заключения од историческом развитии тюркских племен, населявших бассейн реки Чу в эпоху средневековья.

В связи с этнокультурной ситуацией на территории казахской степи в средневековый период, весьма интересны наши наблюдения по локализации двух уникальных святилищ с многочисленными, культовыми мемориалами, в составе которых изучены курганы и ограды с изваяниями, родовые тамги, наскальные рисунки, каменные алтари. Оба святилища расположены в бассейне реки Чу: Мерке на высокогорных альпийских лугах Киргизского Алатау, Жайсан на северо-западных склонах Чу-Илийских гор (расстояние между ними составляет около 100 км с юга на север). Каждое из святилищ отличается от другого: дифференциация наблюдается в ландшафтно-топографическом районировании, пространственном расположении памятников на местности, конструктивных особенностей культовых сооружений, иконографии статуй и других составляющих элементов обоих святилищ.

Основной тип мемориалов Мерке представлен статуями тюрков, стоящих на курганах, а мемориалы святилища Жайсан содержат статуи, которые стоят с восточной стороны прямоугольных оград. Коренное типологическое различие культовых конструкций отражено и в иконографии каменных изваяний. В материалах тюркских древностей Алтая, Тувы и Монголии и Кыргызстана памятники, сходные с памятниками святилища Жайсан, широко известны в научной литературе и именуются древнетюркскими ритуальными оградами. На ритуальных оградах святилища Жайсан, в отличие от таковых с восточного, Алтайского региона на конструкциях наряду с мужскими статуями, стоят и женские изваяния. На памятниках Жайсана отсутствуют вереницы каменных столбиков – балбалов. С другой стороны, памятники святилища Мерке, с такими характерными признаками как парные статуи, установленные на курганах, в которых в равном количестве представлены как мужские изваяния так и женские статуи, держащие в обеих руках сосуды и изваянные без оружия являются культурной привилегией средневекового населения казахских степей. Впоследствии описываемый феномен получает развитие в период после VIII - IX вв. и позднее в районах, расположенных к западу от реки Волги, на землях Восточной Европы.

Не менее значим и интересен круг сюжетов наскального искусства и родовых тамг, которые высечены на скалах, стелах, изваянии святилищ. К примеру, на скалах в горах Мерке нет изображений, связанных с темой тюркского всадничества, широко распространенного в средневековом наскальном искусстве, отсутствует тема воинства, нет сцен охоты, нет изображения оленей, и все перечисленное присутствует на скалах святилища Жайсан. В Мерке, в большом количестве, на скалах выбиты изображения горных козлов – таутеке, стиль которых весьма сходен со стилем тюркских тамг в форме горных козлов. В целом различия в темах, нашедших отражение в монументальном искусстве двух тюркских святилищ отражают две противоположные идеи, носителями которых являлись тюркские племена, населявшие разные регионы Центральной Азии. Сходство ритуальных оград Жайсана, иконографии каменных статуй, сюжетов наскального искусства с культурой кочевников восточного ареала не вызывает сомнения. Но на оградах Жайсана, наряд) с мужскими изваяниями стоят и женские статуи, которые никогда не встречаются на Алтае . Туве и Монголии. Курганные конструкции со статуями из святилища Мерке, в числе которых много женских изваяний весьма близки к памятникам, которые характеризуют средневековую культуру тюркских кочевников Восточной Европы. Однако, в иконографии статуарного образа тюрков, с характерным признаком – сосудом в обеих руках, известного по материалам из южнорусских степей, появляется оружие. Возможно, что в данном феномене нашел отражение процесс длительного и тесного общения тюркских племен восточного и западного крыла на территории долины реки Чу, в результате которого иконографический канон тюркского монументального искусства обогащается новыми чертами, нашедших сражение в дополнительных символах.

Перекрестный анализ предметов из раскопанных оград, типы конструкций иконография статуй позволяет определить время функционирования обеих святилищ тюркских кочевников в один период. Археологический материал вкупе, с этнографическими источниками предоставляет возможность реконструировать отдельные вопросы истории культуры тюркских племен. Географией культовых памятников, аналогичных мемориалам святилища Мерке (Жетысу - Семиречье), совместно с таковыми из Центрального Казахстана, отчетливо фиксируются границы культуры племен, которые исконно населяли казахские степи.