Проведены изыскания по ландшафтно-географическому районированию тюркских культово-мемориальных памятников, разведочные работы по поиску новых культовых объектов кочевников, археологические раскопки на погребальном комплексе Жайсан 10, работы по сохранению памятников монументального искусства на памятниках Жайсан 14,16,20, 26. Комплекс работ по ландшафтному районированию памятников святилищ проведен в контексте изучения архитектурного расположения памятников в условиях пространства степи и взаимосвязи культовых комплексов с окружающей средой.
В тесной взаимосвязи природной средой, служившей на протяжении нескольких тысячелетий в качестве экологической ниши, находится история культуры тюркских кочевников, среда обитания которых непосредственно связана с характерным типом степного ландшафта, каковым является территория северо-западных склонов Чу-Илийских гор и долина Жайсан в частности. Высокая концентрация разнотипных культовых мемориалов тюрков на этой земле также подтверждает мысль о единстве истории культуры и среды обитания человека.
На историко-географическую карту ландшафтно-топографического районирования культово-мемориальных комплексов святилища Жайсан, (работа ведется на протяжении 5-ти лет) нанесено 27 объектов, каждый из которых состоит из десятков погребальных курганов, ритуальных конструкций с каменными изваяниями и стелами, наскальных рисунков и родовых тамг. Общая площадь территории локализации святилища приблизительно равна 22 км с севера на юг и 28 км с востока на запад. В процессе разведочных работ открыты культовые мемориалы Жайсан 18-27 и два мемориала, расположенные в горах Хантау. Сенсационной новинкой археологического сезона является многоуровневый комплекс «княжеского» типа Жайсан 27, расположенный в урочище Теректы. Характерной особенностью комплекса является высокая концентрация погребальных курганов тюркской кочевой элиты, достигающие размеров более 20-30 м в диаметре и 2,5-3 м в высоту. В составе элитного культового мемориала открыто большое количество целых и разбитых каменных статуй, достигающих размеров в высоту до 2,5 - 2,85 м (стандартная высота тюркских изваяний, как правило составляет 1,2-1,3 м). На ранее открытом и изученном комплексе Жайсан 14 среди трех каменных статуй, высота двух мужских изваяний равнялась 2,2 м и 2,3 м. К открытиям необходимо отнести и факт присутствия среди культовых сооружений, ритуальных конструкций специально посвященных служителям культа. На памятнике Жайсан 26, на разрушенных во время пахоты оградах, найдено два изваяния, одно из которых изображает жреца в так называемом «трехрогом» головном уборе. Особенностью жреческого комплекса является расположение погребального и ритуального конструкций в ландшафте: ритуальное сооружение расположено в западной части, а погребальный курган на восток от изваяния. Культовый характер комплекса подчеркнут местоположением статуи жреца, обращенной лицом на восток, в котором она всегда смотрит на восток и «видит свое захоронение».
Археологические раскопки были продолжены на культово-мемориальном комплексе Жайсан 10, состоящем ид двух погребальных курганов и ритуальных оград, расположенных в восточной части памятника. Ритуальные ограды со стелами, установленными в центре каждой из трех оград, были изучены в 2003 году. В текущем году археологические работы были сосредоточены на изучении кургана, расположенного в южной части комплекса. Насыпь кургана частично повреждена во время строительства дороги, ведущей на рудник Шатыркул.
В процессе зачистки насыпи, с целью установления первоначального облика кургана, выявлена мощная квадратная в плане каменная конструкция, выложенная по периметр; всего кургана и переходящая в округлую насыпь. Размеры сторон выкладки равны 27,8 м * 29,8м. Углы квадратной выкладки, ориентированы по сторонам света, при этом каждый угол завершен особым способом кладки, составленной из продолговатых крупных камней, образующих угол. Южный угол выкладки уничтожен современной дорогой, все остальные три угла находятся в прекрасной сохранности. Вкладку северо-западного угла перевернутом виде положена половина большой каменной зернотерки. Диаметр насыпи составляет – 25,2 м, высота – 1,55 м. В процессе зачистки в северо-западной части насыпи, на ее вершине был выявлен участок шириной 0,8м, длиной 1,2 м, на котором отсутствовала каменная выкладка и вероятно служившая в качестве дромоса грабительский лаз. Могильная яма находилась не по центру насыпи, а с небольшим отклонением от центра. Дромос соединен с погребением по северо-западному углу. Погребение обнаружено на глубине 1,28 м. Размеры могильной ямы 4,4 м * 1,3 м ориентированной с северо-запада на юго-восток. Конструкция погребения представляет собой сложное, многосоставное сооружение, перекрытое послойно деревом, камышовыми матами, обмазанное глиной. Сверху, по центру погребения положены камни. На уровне древней дневной поверхности по периметру ямы, положена подсыпка из мелкого красного песчаника, вырытого из самой ямь. На дне, в южной части ямы, in situ находились останки двух погребенных: кости голени и пальцев ног и кисти левой руки погребенного, положенного с восточной стороны и кости туловища, но без черепа, лежавшего к западу от первого погребенного. На костях пальцев первого погребенного находился золотой, литой щитковый перстень, а в ногах второго находился небольшой, со следами копоти, лепной, круглодонный сосуд с петлевидной ручкой.
Ввиду того, что объем работ по установлению первоначального облика памятника был очень трудоемким, проведение дальнейших изысканий по изучению остальных конструктивных элементов погребального памятника решено отложить до следующего полевого сезона. Памятник законсервирован. В контексте плановых работ по сохранению вновь открытых и уже изученных мемориалов, совместно с реставраторами Казахского научно исследовательского института памятников материальной культуры Чарлиным В.М. и Чарлиной Л.Ф. произведена консервация двух мужских статуй на ритуальном памятнике Жайсан 14. Изваяние, стоящее с восточной стороны северной ограды, поврежденной ранее и состоявшее из двух крупных обломков, полностью отреставрировано. Статуя, после склеивание специальным химическим средством и обработки швов установлена на первозданное место. Произведена частичная реставрация второго изваяния, расположенного у южной ограды. Трещины, расположенные на спине и боковых частях монумента, образовавшиеся во время падения были обработаны и также заполнены химическим суставом, который был разработан химиками реставраторами специально для склеивания изделий изготовленных из гранита. Памятник также занимает свое естественное место у ритуальной конструкции. Комплекс реставрационных работ включал и мероприятия по счистке каменных изваяний от лишайников, покрывавших лица и туловища тюркских монументов на памятниках Жайсан 14, 16, 20, 26. Все памятники, принадлежавшие хозяевам тюркской степи и маркирующие родовые территории кочевников, после реставрации и забот по реконструкции и восстановлению первоначального облика мемориалов, по-прежнему занимают свое естественное место в пространстве долины Жайсан.