Это развалины одного из известнейших средневековых городов указанного региона. Городище расположено на равнине и четко выделяется на местности многочисленными земляными буграми различных форм и размеров, которые являются остатками бывших построек. В настоящее время вся территория городища находится в густых зарослях саксаульника и джиды. Согласно административному делению Казахстана, памятник находится в Жанакурганском районе Кызылординской области, в 40 км к северо-западу от райцентра в урочище Сунаката, с северной стороны магистральной автодороги Самара - Ташкент.
Городище состоит из двух частей: шахристана и рабада, примыкающего к шахристану с трех сторон. Шахристан расположен в юго-восточной части городища и представляет собой развалины некогда мощной крепости в плане неправильной пятиугольной формы, с длиной сторон: северной – 275 м, северо-западной – 175 м, юго-западной – 180 м, южной – 175 м и юго-восточной 320 м. Вход в городище находится в северном конце юго-восточного вала и представляет 20-метровой длины коридорообразный проход. Сохранившаяся высота вала 6-7 м, но судя по оплыву, первоначальная высота достигала 10-12 м. Вал по периметру был укреплен 15 башнями, остатки которых до сих пор возвышаются над валом высотой до 1 м. Внутренняя часть шахристана почти на всю свою глубину заполнена культурным слоем. По всей площади шахристана можно обнаружить большое количество подъемного материала в виде жженого кирпича, неполивной и поливной керамики, главным образом, позднесредневекового периода.
С трех сторон, кроме юго-восточной, к шахристану примыкает рабад. Наибольшая его длина 650 м и ширина 250-400 м. Рабад окружен земляным валом, сохранившаяся к настоящему времени высотой 0,7-1,5 м. Наиболее застроенной частью его является площадь у западной и северной стороны. В этих местах сохранилось наибольшее количество бугров различных форм и размеров - остатков средневековых построек. По всей территории рабада. как и на шахристане, встречаются целые жженные кирпичи, а также их обломки, неполивная и поливная керамика. Нами в сравнении с предыдущими авторами дополнена описание топографии городища, но и это описание при дальнейшем изучении памятника будет расширяться и уточняться.
В письменных источниках название изучаемого города под именем Сунах, впервые появляются в рукописи «Худуд-ал Алем» неизвестного персидского автора конца X века. А.Ю. Якубовский, установивший это факт, полагает, что у нас «... нет основания сомневаться, что имя это относится к Сигнаку (Сугнак)». В XI веке у Махмуда Кашгарского в его сочинении «Дивани лугат ат-турк» имеется следующие упоминания «Сугнак есть город в стране гузов». А.Ю.Якубовский подчеркивает, что, «здесь мы имеем не только свидетельства о несомненном существовании Сугнака в XI веке, но и указания на то, что он являлся городом гузов».
Начиная с X- XI веков название этого города встречается в сочинениях почти всех арабо-персидский авторов. Период своего существования он является одним из крупнейших политических, экономических и культурных центров правобережья низовьев Сырдарьи. В начале XIII века он, как и ряд других городов Южного Казахстана, был разрушен и разграблен монголами. Его былое значение и могущество на время потеряно. Это видно из того, что имя Сыганак в форме Сыгнах в XIII веке встречается лишь один раз в сочинении армянского историка Керакоса. И скорее всего это имя относится не к городу, а к местности, где раннее находился город. Возрождение Сыганака начинается в XIV веке и уже к концу этого столетия он достигает былого могущества и даже превосходит его временами становясь столицей Белой Орды.
Город, как и подобает столице, украшается многочисленными архитектурными сооружениями. Здесь возводятся мечети, медресе, другие культовые постройки и гражданские здания. Об этом свидетельствуют письменные источники и археологические раскопки. Усиливаются историко-культурные связи с городами сопредельных стран. Этому в большой степени содействовал Великий Шелковый путь, на трассе которого находится город. Особенно велика роль Сыганака в жизни кочевого населения. Сюда ежедневно кочевники пригоняли многочисленные стада скота на продажу и доставляли продукты скотоводства. Средневековый автор Рузбихан называет Сыганак «Гаванью Дешт-и- Кыпчака». В последний период жизни конца XV-XVII веков Сыганак являлся центром казахского ханства.
В 2003 году было создана Сыганакская археологическая экспедиция. За два полевых сезона экспедицией были выполнены значительные работы, которые дополняют предшествующие исследования новыми материалами по истории и археологии этого уникального памятника.
В настоящее время большая часть площади городища разрушена хозяйственными и строительными работами. На центральных развалинах (шахристане) в течении длительного времени производятся захоронения, в восточной части городища располагаются обширные кладбища, разных местах городища возведены хозяйственные и жилые постройки, проложены дороги, сооружены стоянки для автотранспорта.
За время существования городища никаких мер к его охране не принимались и это несмотря на существование Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры Казахстана».
Только с началом работ Сыганакской археологической экспедиции кафедры археологии и этнологии МКТУ имени Х.А.Ясави положение в корне стало меняться: начато перезахоронение могил с территории центральных развалин. Эти и другие мероприятия будут проводиться постоянно с целью превращения данного памятника в музей под открытым небом.
Местонахождение городища на международной автотрассе Самара-Ташкент и проходящий вблизи железнодорожной магистрали дает возможность в будущем превратить городище Сыганак в один из крупнейших памятников на туристическом маршруте Алматы- Тараз-Сайрам-Шымкент-Отырар-Туркестан-Сауран-Сыганак-Кызыл-Орда.