К числу последних от­носится неравномерное территориальное изучение памятников кочевников. Одним из таких регионов является плато Устюрт, че­рез которое проходили все миграционные пути в древности и средневековье. Следова­тельно, без всестороннего изучения и актив­ного привлечения материалов этого регио­на в исторических реконструкциях невоз­можно создать подлинную картину этно­культурной ситуации в сако-сармато-массагетскую эпоху. Особенно актуальны пробле­мы изучения мировоззрения, социальной стратификации, уровня экономического, военно-политического развития сармато-дахо-массагетских этнополитических объе­динений, основные центры которых находи­лись в степях между Аральским и Каспий­ским морями и оказывали значительное воз­действие на основные мировые события тех времен. Поэтому изучение сарматских, осо­бенно позднесарматских, памятников пред­ставляется архиважным в археологии Ка­захстана на данном этапе и во многом этим определялся выбор святилища Кызыл Уик в качестве одного из опорных объектов ис­следования по государственному средне­срочному проекту «Культурное наследие» в 2004-2006 гг.

Основное внимание при этом уделялось методике раскопок святилища в силу слож­ности его конструкции и архитектурного облика, а также значительного количества ритуальных и иных объектов и строений, непосредственно примыкающих к нему.

Ниже даем характеристику объекта в объеме исследования 2004 г.

Сарматское святилище Кызыл Уик нахо­дится в 60 км к ЮЮВ от населенного пункта Дияр Байганинского района Актюбинской области. Административно памятник раньше относился к Жылойскому району Атырауской области.

Географические координаты: 46°19' 30" с.ш. и 56°29' 52" в.д.

Рельеф местности волнистый, расчленен неглубокими сухими саями. Святилище расположено на слегка возвышенном участке ровной поверхности с типичным набором растительного покрова. Площадь его, судя по разбросу камней (обработанных и необрабо­танных) и размещению каменных скоплений, составляла около 10 га. В радиусе до 20 км от Кызыл Уика зафиксировано еще несколь­ко ритуально-культовых сооружений разной величины с фрагментами каменных скульп­тур вооруженных воинов.

Стационарные раскопки подобных святи­лищ, начатые в конце 80-х годов прошлого столетия, позволили в общих чертах понять их структуру и определить основные элемен­ты. В частности, удалось установить, что обязательными элементами святилищ явля­ются довольно крупные культовые сооруже­ния, к моменту раскопок по внешнему виду напоминающие курганы, и монументальные каменные скульптуры. Последние являются весьма надежным диагностирующим призна­ком святилищ, позволяющим отличать их от обычных курганных групп. Главные культо­вые конструкции святилищ погребальными сооружениями, как правило, не являлись, а их современное сходство с курганами яви­лось прежде всего результатом многовеко­вого запыления руин памятников. Наряду с подобными конструкциями на территории святилищ нередко фиксируются и настоящие курганы, относящиеся как к эпохе раннего железа, так и к более позднему времени. Столь же разновременны и жертвенники-поминаль­ники, зафиксированные на всех святилищах; они имеют вид разных по форме, конструк­ции и размерам каменных сооружений, сло­женных из практически необработанных из­вестняковых плиток или блоков. За редкими исключениями, поминальники не содержат каких-либо артефактов, костей и золы.

Главным сооружением памятника явля­ется овальное всхолмление, вытянутое по оси С-Ю, условно определенное как курган. Вершина всхолмления сплюснута, имеет за­метный прогиб диаметром 6-7 м и глубиной по центру до 0,50 м. На вершине установле­на триангуляционная вышка с железобетон­ным репером под ней.

Помимо всхолмления («кургана») на тер­ритории святилища зафиксированы: 1) камен­ные скопления - неупорядоченные группы камней разной формы и размеров; 2) камен­ные выкладки; 3) жертвенники-поминальни­ки; 4) остатки менгиров; 5) фрагменты камен­ных изваяний; 6) казахское кладбище, отно­сящееся к ХУІІІ-ХІХ вв.; 7) артефакты - бронзовые и железные наконечники стрел, бронзовый крючок, изделие из дерева, сереб­ряные бляшки с изображением фантастичес­кого животного.

Учитывая уникальность и особую важ­ность архитектурно-строительного облика и для реконструкции ритуально-обрядовых процессов, происходивших в Главном конст­руктивном элементе («курган») и вокруг него, было принято решение о ручной расчистке, без применения землеройной техники, всего наземного сооружения и его развала, несмот­ря на внушительные размеры объекта и боль­шой объем работ.

Общая площадь вскрываемой поверхно­сти, включая Главный конструктивный эле­мент храм, многочисленные жертвенники-очаги, поминальники и менгиры, около од­ного гектара.

Детальное изучение внехрамовых эле­ментов путем сплошного вскрытия - дело будущего.

Основная культовая конструкция (ОКК) находилась в наиболее возвышенной части святилища. При ясной погоде с поверхности кургана окрестность просматривается на де­ сятки километров. К моменту раскопок на­сыпь исследуемого объекта («курган») в пла­не имела форму овала, вытянутого по оси С-Ю. Размеры ее (по основанию) составляли 34, 60 м (С-Ю) - 29, 59 м (3-В). Высота около 5 м (фото 1). По красноватому оттенку строительного материала - ракушечника у ме­стного населения холм получил название «Кы­зыл Уик». Верхняя часть храма, особенно южный участок, заметно разрушена двукрат­ной установкой геодезического знака и воз­ведением могильных сооружений казахских родов табын и адай. На разрушенном участ­ке вершины памятника очень четко просмат­ривается кладка внутренней стены храма, местами до 50 см и до 2-3 слоев (фото 2). Полная расчистка склонов и развала раку­шечных плит (толщиной от 5 до 20 см, раз­мерами 60*30 см), из которых возведен объект, будет завершена в ближайшие годы. Поэтому на этом этапе исследований не предполагается выдвижение каких-либо ги­потетических вариантов реконструкции пер­воначального архитектурно-строительного облика памятника.

Основным итогом полевого сезона 2004 г. явилось выяснение назначения объекта, обо­значенного как курган; при этом удалось выполнить часть земляных работ по расчис­тке данного объекта с тем, чтобы в следу­ющем сезоне завершить его исследование. В частности, на глубину до 1-1,6 м был рас­чищен каменный завал в центральной части объекта, определены его основные размеры (размеры с севера на юг - 6,9 м, с запада на восток - 6 м) и конструкция, снят наносный слой грунта с поверхности каменного разва­ла объекта.

Стратиграфические наблюдения, прове­денные в ходе расчистки центральной части ОКК, показали, что каменные завалы фикси­ровались на площади практически всего внут­реннего пространства ОКК, различаясь толь­ко плотностью. Наибольшие скопления кам­ня были отмечены в центре и вдоль стен. За­сыпь внутреннего пространства ОКК, таким образом, составляли каменные блоки и пли­ты, рыхлый суглинок (результат векового запыления). Характер размещения каменных блоков и плит в центральной части ОКК сви­детельствует о том, что все они находят­ся не in situ, а являются результатом отчасти естественного, но преимущественно предна­меренного разрушения и разграбления кон­струкции, наверняка неоднократного.

Контур внутренних помещений ОКК об­разован кладками кольцевой стены. Стена аккуратно сложена из уплощенных каменных блоков длиной до 80 см и толщиной 10-20 см. Кладки стен имели ясно выраженный наклон во внутрь, формирующий внутренний фас всей конструкции.

Наружные участки каменного завала к моменту начала исследования имели вид по­лусферы, сформированной практически сплошной каменной массой. Они имели внешнее сходство со склонами обычной кур­ганной насыпи, постепенно сходящими на нет по мере удаления от центра ОКК.

Не вызывает сомнения факт, что форми­рование завалов по периметру ОКК связано с разрушением «тела» культовой конструк­ции. Для того чтобы определить подлинный контур (границы) главной культовой конст­рукции на уровне подошвы каменного зава­ла, почти соответствовавшего уровню древ­ней дневной поверхности, был заложен раз­ведочный раскоп с южной части ОКК, веду­щий от периферии конструкции к каменно­му поясу (каменный пояс выявлен при уда­лении дернового слоя с южной части па­мятника, с верхней части склона). С помощью такого раскопа шириной 4-6 м, длиной 10- 12 м предполагалось не только найти внешний фас ОКК, но и изучить стратиграфию руин для последующей реконструкции процесса создания ОКК. Как показала практика, выб­ранная методика оказалась весьма удачной, так как позволила без больших физических затрат определить границы ОКК и избежать их случайного разрушения, что вполне мог­ло иметь место при разборке завала сверху.

Так, удалось выяснить, что внешний фас главной культовой конструкции был сложен из хорошо отесанных известняковых блоков значительных размеров: длина блоков дости­гает 0,4-0,8 м, толщина 0,25 м, ширина 0,4 м. Блоки и плиты хорошо подогнаны друг к дру­гу подтеской и умелым подбором плит, до­работка которых требовала минимальных затрат. Использование связующего раствора не зафиксировано.

Они, возможно, представляют собой вне­шнюю стенку храма. Высота стены 2,19 м, длина 3,45 м. Первоначальная ее высота была значительно большей. Об этом свидетельству­ют развалы камня.

У основания кургана, с восточной и за­падной сторон, а также с северной, достаточ­но четко просматривается «ров», который отсутствует на южной стороне. Пока не ясно, играет ли этот «ров» определенную роль.

В этом году одновременно начались ра­боты по зачистке 3 жертвенников-очагов, расположенных вокруг основного сооружения, а также изучение иконографии каменных ста­туй вооруженных воинов.

На 2005-2006 гг. планируется комплекс­ное изучение объекта, реставрация и воссоз­дание первозданного облика изделий, изготов­ление их копий. Изучение архитектурных осо­бенностей, строительной культуры древнего населения создает широкие возможности для реконструкции некоторых сторон мировоззре­ния, верований и системы культурных ценно­стей древнего населения этого региона.

Исследование этого памятника, безусловно, прольет свет на нерешенные проблемы истории, культуры, искусства и идеологии, а также рели­гиозно-культовой практики древних сарматов.