К числу последних относится неравномерное территориальное изучение памятников кочевников. Одним из таких регионов является плато Устюрт, через которое проходили все миграционные пути в древности и средневековье. Следовательно, без всестороннего изучения и активного привлечения материалов этого региона в исторических реконструкциях невозможно создать подлинную картину этнокультурной ситуации в сако-сармато-массагетскую эпоху. Особенно актуальны проблемы изучения мировоззрения, социальной стратификации, уровня экономического, военно-политического развития сармато-дахо-массагетских этнополитических объединений, основные центры которых находились в степях между Аральским и Каспийским морями и оказывали значительное воздействие на основные мировые события тех времен. Поэтому изучение сарматских, особенно позднесарматских, памятников представляется архиважным в археологии Казахстана на данном этапе и во многом этим определялся выбор святилища Кызыл Уик в качестве одного из опорных объектов исследования по государственному среднесрочному проекту «Культурное наследие» в 2004-2006 гг.
Основное внимание при этом уделялось методике раскопок святилища в силу сложности его конструкции и архитектурного облика, а также значительного количества ритуальных и иных объектов и строений, непосредственно примыкающих к нему.
Ниже даем характеристику объекта в объеме исследования 2004 г.
Сарматское святилище Кызыл Уик находится в 60 км к ЮЮВ от населенного пункта Дияр Байганинского района Актюбинской области. Административно памятник раньше относился к Жылойскому району Атырауской области.
Географические координаты: 46°19' 30" с.ш. и 56°29' 52" в.д.
Рельеф местности волнистый, расчленен неглубокими сухими саями. Святилище расположено на слегка возвышенном участке ровной поверхности с типичным набором растительного покрова. Площадь его, судя по разбросу камней (обработанных и необработанных) и размещению каменных скоплений, составляла около 10 га. В радиусе до 20 км от Кызыл Уика зафиксировано еще несколько ритуально-культовых сооружений разной величины с фрагментами каменных скульптур вооруженных воинов.
Стационарные раскопки подобных святилищ, начатые в конце 80-х годов прошлого столетия, позволили в общих чертах понять их структуру и определить основные элементы. В частности, удалось установить, что обязательными элементами святилищ являются довольно крупные культовые сооружения, к моменту раскопок по внешнему виду напоминающие курганы, и монументальные каменные скульптуры. Последние являются весьма надежным диагностирующим признаком святилищ, позволяющим отличать их от обычных курганных групп. Главные культовые конструкции святилищ погребальными сооружениями, как правило, не являлись, а их современное сходство с курганами явилось прежде всего результатом многовекового запыления руин памятников. Наряду с подобными конструкциями на территории святилищ нередко фиксируются и настоящие курганы, относящиеся как к эпохе раннего железа, так и к более позднему времени. Столь же разновременны и жертвенники-поминальники, зафиксированные на всех святилищах; они имеют вид разных по форме, конструкции и размерам каменных сооружений, сложенных из практически необработанных известняковых плиток или блоков. За редкими исключениями, поминальники не содержат каких-либо артефактов, костей и золы.
Главным сооружением памятника является овальное всхолмление, вытянутое по оси С-Ю, условно определенное как курган. Вершина всхолмления сплюснута, имеет заметный прогиб диаметром 6-7 м и глубиной по центру до 0,50 м. На вершине установлена триангуляционная вышка с железобетонным репером под ней.
Помимо всхолмления («кургана») на территории святилища зафиксированы: 1) каменные скопления - неупорядоченные группы камней разной формы и размеров; 2) каменные выкладки; 3) жертвенники-поминальники; 4) остатки менгиров; 5) фрагменты каменных изваяний; 6) казахское кладбище, относящееся к ХУІІІ-ХІХ вв.; 7) артефакты - бронзовые и железные наконечники стрел, бронзовый крючок, изделие из дерева, серебряные бляшки с изображением фантастического животного.
Учитывая уникальность и особую важность архитектурно-строительного облика и для реконструкции ритуально-обрядовых процессов, происходивших в Главном конструктивном элементе («курган») и вокруг него, было принято решение о ручной расчистке, без применения землеройной техники, всего наземного сооружения и его развала, несмотря на внушительные размеры объекта и большой объем работ.
Общая площадь вскрываемой поверхности, включая Главный конструктивный элемент – храм, многочисленные жертвенники-очаги, поминальники и менгиры, около одного гектара.
Детальное изучение внехрамовых элементов путем сплошного вскрытия - дело будущего.
Основная культовая конструкция (ОКК) находилась в наиболее возвышенной части святилища. При ясной погоде с поверхности кургана окрестность просматривается на де сятки километров. К моменту раскопок насыпь исследуемого объекта («курган») в плане имела форму овала, вытянутого по оси С-Ю. Размеры ее (по основанию) составляли 34, 60 м (С-Ю) - 29, 59 м (3-В). Высота около 5 м (фото 1). По красноватому оттенку строительного материала - ракушечника у местного населения холм получил название «Кызыл Уик». Верхняя часть храма, особенно южный участок, заметно разрушена двукратной установкой геодезического знака и возведением могильных сооружений казахских родов табын и адай. На разрушенном участке вершины памятника очень четко просматривается кладка внутренней стены храма, местами до 50 см и до 2-3 слоев (фото 2). Полная расчистка склонов и развала ракушечных плит (толщиной от 5 до 20 см, размерами 60*30 см), из которых возведен объект, будет завершена в ближайшие годы. Поэтому на этом этапе исследований не предполагается выдвижение каких-либо гипотетических вариантов реконструкции первоначального архитектурно-строительного облика памятника.
Основным итогом полевого сезона 2004 г. явилось выяснение назначения объекта, обозначенного как курган; при этом удалось выполнить часть земляных работ по расчистке данного объекта с тем, чтобы в следующем сезоне завершить его исследование. В частности, на глубину до 1-1,6 м был расчищен каменный завал в центральной части объекта, определены его основные размеры (размеры с севера на юг - 6,9 м, с запада на восток - 6 м) и конструкция, снят наносный слой грунта с поверхности каменного развала объекта.
Стратиграфические наблюдения, проведенные в ходе расчистки центральной части ОКК, показали, что каменные завалы фиксировались на площади практически всего внутреннего пространства ОКК, различаясь только плотностью. Наибольшие скопления камня были отмечены в центре и вдоль стен. Засыпь внутреннего пространства ОКК, таким образом, составляли каменные блоки и плиты, рыхлый суглинок (результат векового запыления). Характер размещения каменных блоков и плит в центральной части ОКК свидетельствует о том, что все они находятся не in situ, а являются результатом отчасти естественного, но преимущественно преднамеренного разрушения и разграбления конструкции, наверняка неоднократного.
Контур внутренних помещений ОКК образован кладками кольцевой стены. Стена аккуратно сложена из уплощенных каменных блоков длиной до 80 см и толщиной 10-20 см. Кладки стен имели ясно выраженный наклон во внутрь, формирующий внутренний фас всей конструкции.
Наружные участки каменного завала к моменту начала исследования имели вид полусферы, сформированной практически сплошной каменной массой. Они имели внешнее сходство со склонами обычной курганной насыпи, постепенно сходящими на нет по мере удаления от центра ОКК.
Не вызывает сомнения факт, что формирование завалов по периметру ОКК связано с разрушением «тела» культовой конструкции. Для того чтобы определить подлинный контур (границы) главной культовой конструкции на уровне подошвы каменного завала, почти соответствовавшего уровню древней дневной поверхности, был заложен разведочный раскоп с южной части ОКК, ведущий от периферии конструкции к каменному поясу (каменный пояс выявлен при удалении дернового слоя с южной части памятника, с верхней части склона). С помощью такого раскопа шириной 4-6 м, длиной 10- 12 м предполагалось не только найти внешний фас ОКК, но и изучить стратиграфию руин для последующей реконструкции процесса создания ОКК. Как показала практика, выбранная методика оказалась весьма удачной, так как позволила без больших физических затрат определить границы ОКК и избежать их случайного разрушения, что вполне могло иметь место при разборке завала сверху.
Так, удалось выяснить, что внешний фас главной культовой конструкции был сложен из хорошо отесанных известняковых блоков значительных размеров: длина блоков достигает 0,4-0,8 м, толщина 0,25 м, ширина 0,4 м. Блоки и плиты хорошо подогнаны друг к другу подтеской и умелым подбором плит, доработка которых требовала минимальных затрат. Использование связующего раствора не зафиксировано.
Они, возможно, представляют собой внешнюю стенку храма. Высота стены 2,19 м, длина 3,45 м. Первоначальная ее высота была значительно большей. Об этом свидетельствуют развалы камня.
У основания кургана, с восточной и западной сторон, а также с северной, достаточно четко просматривается «ров», который отсутствует на южной стороне. Пока не ясно, играет ли этот «ров» определенную роль.
В этом году одновременно начались работы по зачистке 3 жертвенников-очагов, расположенных вокруг основного сооружения, а также изучение иконографии каменных статуй вооруженных воинов.
На 2005-2006 гг. планируется комплексное изучение объекта, реставрация и воссоздание первозданного облика изделий, изготовление их копий. Изучение архитектурных особенностей, строительной культуры древнего населения создает широкие возможности для реконструкции некоторых сторон мировоззрения, верований и системы культурных ценностей древнего населения этого региона.
Исследование этого памятника, безусловно, прольет свет на нерешенные проблемы истории, культуры, искусства и идеологии, а также религиозно-культовой практики древних сарматов.