Долина реки образует здесь разветвленную сеть стариц, проточных озер и притоков. К берегам этих водоемов (высота до 2,5 м), являющихся останцами первой надпойменной террасы Ишима, и приурочены стоянки. Как правило, основная масса материала концентрировалась на пологих склонах террас. Как выяснилось в ходе раскопок, это объясняется определенными хозяйственными соображениями древних насельников поселений и стоянок. Всего раскопано шесть памятников.

На стоянке Тельмана VII вскрыто 496 кв. м. На глубине 0,4 м обнаружены остатки наземных жилых конструкций в виде хозяйственных и столбовых ямок. Полученный кремневый инвентарь (2533 предмета) имеет ярко выраженный мезолитический характер. Основу коллекции составляют вкладыши с обработкой или без нее, резцы, микрорезцы, пластины со скошенным краем, боковые резцы, пластины с притупленным краем и торцовой выемкой.

На поселении Тельмана VIII (1600 кв. м) мощность культурного слоя в верхней части террасы составляет 0,3-0,4 м (нижняя часть разрушена). При зачистке фиксировались многочисленные хозяйственные углубления диаметром до 0,6 м и столбовые ямки. Отметим наличие на памятнике двух ям овальной формы. Одна из них значительных размеров (4,0х2, 1,4 м).

На дне – углистая прослойка толщиной 2 см, по контуру ямы – прокал. Находки (5161 экз.) представлены изделиями и отходами из кремня, а также одиночными фрагментами керамики. Материал поселения неоднороден. Выделяются два комплекса – ранний и поздний. Первый по сырью, технике и типологии идентичен находкам со стоянки Тельмана VII, второй относится к неолиту.

В позднем комплексе в качестве сырья использовалась серая или коричневая яшмовидная порода, добываемая вблизи поселения. По-прежнему широко используются резцы, резчики, боковые резцы. Вместе с тем появляются наконечники стрел на пластинах и двустороннеобработанные симметричные и «рогатые» трапеции, топоры, а также керамика.

На поселении Тельмана X (1524 кв. м) четко прослеживалась концентрация находок вне жилищных конструкций, практически у самой воды, а постройки находились выше по склону террасы. Всего на памятнике обнаружено 19 000 предметов из яшмы, сланца, песчаника и около 300 фрагментов керамики. Изделия представлены скребками на пластинах и отщепах, наконечниками стрел, дротиков, копий, боковыми резцами, широкими пластинами с ретушью, трапециями, топорами, отбойниками, ретушерами, абразивами. Керамика тонкостенная, неравномерного слабого обжига, с примесью дресвы и травы, орнаментирована гребенчатой техникой и легкими ямочными вдавлениями.

Памятник Тельмана IX (216 кв. м) двуслойный. Первичное заселение площадки относится к мезолиту и материал (свыше 2000 экз.) идентичен материалу стоянки Тельмана VII. Аналогичны и остатки наземных конструкций этих стоянок – хозяйственные и столбовые ямки, очажные пятна. Вторичное заселение относится к позднему неолиту. В этот период здесь находилась небольшая мастерская. Изделия представлены отходами (более 14 ООО), несколькими орудиями на отщепах, а также обломками наконечников копий, дротиков и стрел.

Памятник Тельмана XIV (540 кв. м) двуслойный, что подтверждается и условиями залегания культурных остатков (8535 экз.). Мезолитический комплекс приурочен к супеси, а неолитический – к черной илистой почве, перекрывающей часть мезолитической стоянки. В районе распространения мезолитического материала обнаружена овальная яма глубиной 1,3 м, на дне которой находился слой угля (6-8 см) в виде правильного крута диаметром 1,5 м. Над слоем угля найдены мелкие раздробленные кости. Не исключено, что эта яма имеет культовое назначение.

Мастерская Тельмана I (776 кв. м) при зачистке на глубине 20-30 см дала несколько мощных скоплений отщепов (свыше 50000), нуклеусов, отбойников и ретушеров. Кроме этих орудий найдены около 20 наконечников стрел на пластинах, трапеции, резцы, скобели и скребки единичны. Керамика остродонной формы с примесью дресвы и травы украшена гребенчатым штампом.