За три года вскрыта вся территория памятника 5600 кв. м. В 1974 г. исследованы четыре жилых помещения на юго-западной окраине поселка. По форме жилища близки к прямоугольникам, площадь их варьируется в пределах 190-325 кв. м, глубина котлованов составляет 0,6 -1,2 м. Все помещения соединены между собой проходами и имеют по одному-два коридорообразных выхода. К жилищам 9, 11, 13 с юго-восточной стороны примыкали небольшие квадратные пристройки площадью по 20-60 кв. м. Они имели‚ вероятно, хозяйственное назначение и были соединены с основными помещениями короткими коридорами. Все конструкции расположены компактно, расстояние между стенками соседних котлованов не превышает 1-2 м.

        Сейчас, когда восстановлена вся планировка поселка и зафиксированы уникальные по своей сохранности бревенчатые конструкции, можно с достаточной определенностью говорить об оригинальной архитектуре памятника. Большая часть поселка была перекрыта единой кровлей, основу которой составляли крупные березовые бревна, береста, солома и пласты дерна, мощностью до 0,6-0,8 м. Свет и воздух проникали через выходы, обращенные в сторону поля, и через дымовые отверстия в крыше. Узкие пространства, заключенные между котлованами жилищ, тоже были перекрыты сверху кровлей, и прослойка воздуха между плетневыми стенами двух соседних помещений способствовала утеплению поселка. Таким образом, стена одного жилища одновременно являлась составной частью стены другого.

        В коллекции с поселения 18 086 предметов. Из находок этого года отметим бронзовые двулопастные наконечники стрел со скрытой втулкои, листовидный нож-кинжал с выделенной рукоятью, копье с упором, однолезвийный нож с выгнутой спинкой и раздвоенной рукоятью. В вещевом комплексе – целый набор бронзовых игл и шильев, каменные песты и терочники, обломки каменных и глиняных литейных форм, самые разнообразные орудия из кости. Керамика плоскодонная, толстостенная‚ с примесью в тесте песка и шамота. Орнамент нанесен по плечикам и шейкам сосудов резной техникой или техникой плоского штампа. Это пояски наклонных линий, ромбическая сетка, елочка, изредка встречаются крупные грубо выполненные треугольники и ямочные вдавления. Как самую характерную черту комплекса следует отметить наличие налепных валиков. Небольшую группу среди «валиковой» посуды составляет керамика с карасукскими традициями, которая известна в Казахстане по дандыбай-бегазинским памятникам. Она равномерно распространена по глубинам и по территории поселка, и ее следует считать одновременной с основным керамическим комплексом.


        В 300 м к юго-западу от памятника обнаружен могильник, безусловно связанный с жителями Саргары. Погребения грунтовые и в настоящее время не выделяются на ровной степной поверхности. При удалении слоя мощностью в 15-20 см на месте могил фиксируются небольшие выкладки из мелких плиток, уложенных плашмя. Создается впечатление, что камни укладывались не на древнюю поверхность, а слегка вкапывались в нее. Раскопом (300 кв. м) вскрыто 12ям овальной формы, длиной 1,4-2,0 м, шириной 0,7-1,5 м при глубине до 1,2 м. Большинство могил ориентировано длинными сторонами в направлении север-юг с отклонениями. Все погребения оказались частично или полностью ограблены. Исключением была могила 12. Погребенный лежал на левом боку в сильно, скорченном положении, головой на север. У головы несколько каменных плит и сосуд. Инвентарь могильника в целом состоит из одного песта и пяти сосудов, совершенно идентичных валиковой керамике поселения.

        Исследование поселения и могильника Саргары трудно переоценить в плане выделения культуры конца эпохи бронзы Северного Казахстана. Это первый однослойный, одновременный и достаточно полно исследованный памятник, вещевые и керамические комплексы которого могут стать надежным эталоном для характеристики материалов финальной бронзы степной Евразии.