Святилище расположено на территории Чуйского района Жамбылской области в низинной степной части северо-западных склонов Чу-Илийских гор.
В результате археологической разведки и комплексного изучения территории расположения святилища Жайсан открыты 16 культово-мемориальных комплексов, места скопления наскальных рисунков, тюркские родовые тамги, выбитые на скалах, совместно с петроглифами, а также на стеле и изваянии. В топографическом расположении мемориальных памятников на местности наблюдается общая закономерность. Все памятники соподчинены рельефу местности и занимают площади на широких террасах саев, ориентированных с юго-востока на северо-запад. Ритуальные конструкции с изваяниями и стелами входят в состав погребально-поминальных комплексов и расположены с восточной и западной стороны.
Археологическими раскопками изучены 13 ритуальных оград на памятниках Жайсан 1, 2, 4, 6, 10-15, проведены обследование, фотофиксация и копирование наскальных рисунков и тюркских тамг в местности Каскырсай, Жиделисай и Момбайсазы. С целью определения конструктивных особенностей ритуальных сооружений святилища Жайсан изучены различные типы оград и курганов. Систематизация материала из изученных тюркских культовых памятников святилища Жайсан позволяет выделить 3 типа ритуальных сооружений. Основу каждого типа составляет вид конструкции – ограда, подпрямоугольная или подчетырехугольная в плане, сооруженная из каменных плит, поставленных вертикально на ребро, или удлиненных брусковидной формы блоков, положенных на одну из боковых граней. Площадь внутри стен ограды, как правило, заполнена колотым камнем, иногда камнем выложено и пространство за оградами по периметру, снаружи. Ограды не имеют общих стен, промежутки между ними заполнены мелким камнем. Непосредственно с описываемым видом ритуальной конструкции связан памятный, вертикально установленный столб – стела и каменное изваяние, как правило, установленные с восточной стороны сооружения или в центре ограды. На отдельных памятниках стела сочетается с изваянием. Положение каждого из них на конструкции различно. Все описываемые памятники древнетюркской скульптуры святилища Жайсан изготовлены из гранита.
В составе святилища представлены одиночные (тип 1), двойные (тип 2), тройные (тип 3) ограды. Каждый из типов ритуальных сооружений подразделяется на подтипы по способу расположения стел и изваяний на оградах. Одиночные ограды с одной стелой, установленной с востока, изучены на памятниках Жайсан 4, ограда 2, Жайсан 6, ограда 1 и Жайсан 13, ограда 1 (подтип 1а). Разновидностью описываемого типа является подтип 16 – одиночная ограда 2 комплекса Жайсан 6. На этом памятнике установлены двойные стелы, одна из которых, достигающая высоты около или более 2 м, установлена в центре ограды, а вторая, меньшая по размеру, стоит снаружи, по центру восточной стенки ограды. На боковой, северной грани стелы, ближе к центру, высечена тамга в форме круга, диаметром около 15 см. Подтип 1в, описываемого типа 1, представлен оградой 1, комплекса Жайсан 13, на котором стела установлена в центре ограды, женское изваяние находится снаружи, у восточной стенки ограды. Другая разновидность одиночных оград отражена в подтипе 1г, на памятнике - ограде комплекса Жайсан 16, в центре которой установлена высокая стела, а мужское изваяние расположено снаружи у восточной стенки ритуального сооружения.
Двойные ограды, объединенные во второй тип ритуальных конструкций, представлены двумя подтипами, которые изучены на памятниках Жайсан 2, ограда 1 и Жайсан 13, ограда 2. Подтип 2а характеризуется двумя смежными оградами, с восточной стороны южной ограды установлено женское изваяние. На восток от статуи выложена дорожка из камней, оканчивающаяся кольцевой выкладкой (Жайсан 2, ограда 1). В подтипе 26 в смежных оградах 2 мемориала Жайсан 13 находились: в центре южной конструкции стоит высокая стела, а в центре северной ограды - погрудное изваяние. Третий тип ритуального сооружения представлен сооружениями комплексов Жайсан 1, 10, 14, 15, состоящих из трех смежных оград. Все три примыкающие друг к другу ограды мемориального комплекса Жайсан 1 (подтип 3а) разделены вертикальными плитами, по центру с востока на запад, на секции. В центре секций установлены невысокие каменные столбики (высота около 1 м). В двух южных секциях стоят по два столбика, во всех остальных секциях по одному, с восточной стороны центральной ограды, снаружи находилось каменное погрудное изваяние. В южной секции центральной ограды под столбиком найдены железный пластинчатый наконечник стрелы с незамкнутой втулкой и фрагмент панцирной пластинки.
Подтип 36 представлен на культово-мемориальном комплексе Жайсан 14. Характерной особенностью памятника являются три каменных изваяния, стоящие с восточной стороны всех трех, примыкающих друг к другу оград (фото 1). Все изваяния представляют собой три разновидности каменной скульптуры тюркских кочевников, получивших распространение в центрально-азиатских степях. Мужское изваяние, установленное у северной ограды, погрудное, в центре стоит женское изваяние, в руках которого показан сосуд, придерживаемый обеими руками (голова изваяния и левая рука отбиты).
Второе мужское изваяние, стоящее у восточной стенки южной ограды, манерой исполнения, деталями иконографии и предметов, изображенных на статуе, можно охарактеризовать как классический памятник древнетюркского монументального искусства. Ритуальное сооружение памятника Жайсан 15, состоящее из трех больших оград и маленькой, примыкающей к центральной ограде с северной стороны, характеризует культовую конструкцию подтипа 3в. Отличительной особенностью памятника являются парные погрудные, мужское и женское изваяния, установленные с восточной стороны южной и северной оград, и высокие крупные стелы, расположенные в центре всех трех больших оград. Следующей разновидностью ритуальных сооружении типа 3 является подтип 3г, характерная особенность которого выражена в конструкции культового памятника Жайсан 10. На данном памятнике в центре трех примыкающих друг к другу оград установлены стелы.
В целом, анализ ритуальных конструкций святилища Жайсан помогает выявить целый ряд признаков, позволяющих идентифицировать их как культовые памятники древних тюрков, основу которых составляет мемориальное сооружение – ограда с изваянием или стелой. Типологическая разновидность, отмеченная по конструкциям памятников святилища Жайсан, характерна для всего ареала древнетюркской культуры. Вместе с тем, на культовых сооружениях исследуемого святилища отсутствует ряд элементов, служащих в качестве критериев древнетюркских мемориальных комплексов. Ритуальные конструкции ограды святилища Жайсан не сопровождаются рядами балбалов. Кроме того, мемориалы святилища выступают с иными, не присущими для древнетюркских комплексов признаками. В отличие от аналогичных памятников Алтая, Тувы и Монголии на оградах святилища Жайсан, наряду с мужскими, установлены и женские изваяния. Женские изваяния установлены на различных типах оград наряду с мужскими статуями.
В наскальном искусстве святилища Жайсан часты изображения оленей, верблюдов, сцен охоты и широко представлена тема всадничества. Стиль изображения горных козлов различается манерой передачи объемного туловища, спиралевидных по форме рогов. Горные козлы Жайсана изображены реалистично, они шествуют вместе с детенышами и, как правило, являются объектами ритуальной охоты. Тюркские родовые тамги в форме круга изображены дважды: на стеле из ограды 2, памятника Жайсан 6 и на мужском изваянии комплекса Жайсан 14. Тамги в форме ромбовидных подвесок выбиты на скалах в трех случаях. Аналогичные подвески в качестве амулетов изображены на древнетюркских, казахстанских изваяниях. Тамги в форме круга, оканчивающегося вертикальной полосой и отходящими от него горизонтальной чертой или двумя черточками, направленными в противоположные стороны, также отмечены на скалах святилища Жайсан.
Работа по изучению тюркских родовых тамг и памятников наскального искусства ведется параллельно со сравнительно-сопоставительным анализом материалов мемориальных комплексов с изваяниями и стелами. Комплексные исследования включают в себя и научные изыскания в области этнографии коренного населения, проживающего в районе локализации тюркских святилищ.
Кочевники аулов Чуйского района, потомки рода Ботбай до этнографической современности выбивали тамги на скалах долины Жайсан. Формы тюркских тамг сходны с родовыми тамгами Ботбая. Генеалогия рода Ботбай связывает свою родословную с племенем Дулат. А связь эпонима Дулат со средневековым тюркским племенным объединением Дулу кажется достоверной. Этнографические данные о расселении родов Аккойлы и Каракойлы на землях описываемого района перекликаются с данными источников о двух огузских родах с этими же наименованиями, возглавивших в XI в. Сельджукскую империю.