Святилище расположено на терри­тории Чуйского района Жамбылской облас­ти в низинной степной части северо-западных склонов Чу-Илийских гор.

В результате археологической разведки и комплексного изучения территории расположения святилища Жайсан открыты 16 куль­тово-мемориальных комплексов, места скопления наскальных рисунков, тюркские родо­вые тамги, выбитые на скалах, совместно с петроглифами, а также на стеле и изваянии. В топографическом расположении мемори­альных памятников на местности наблюда­ется общая закономерность. Все памятники соподчинены рельефу местности и занимают площади на широких террасах саев, ориен­тированных с юго-востока на северо-запад. Ритуальные конструкции с изваяниями и сте­лами входят в состав погребально-поминаль­ных комплексов и расположены с восточной и западной стороны.

Археологическими раскопками изучены 13 ритуальных оград на памятниках Жайсан 1, 2, 4, 6, 10-15, проведены обследование, фотофиксация и копирование наскальных рисунков и тюркских тамг в местности Каскырсай, Жиделисай и Момбайсазы. С целью определения конструктивных особенностей ритуальных сооружений святилища Жайсан изучены различные типы оград и курганов. Систематизация материала из изученных тюркских культовых памятников святилища Жайсан позволяет выделить 3 типа ритуаль­ных сооружений. Основу каждого типа составляет вид конструкции ограда, подпря­моугольная или подчетырехугольная в пла­не, сооруженная из каменных плит, постав­ленных вертикально на ребро, или удлинен­ных брусковидной формы блоков, положен­ных на одну из боковых граней. Площадь внутри стен ограды, как правило, заполнена колотым камнем, иногда камнем выложено и пространство за оградами по периметру, снаружи. Ограды не имеют общих стен, про­межутки между ними заполнены мелким кам­нем. Непосредственно с описываемым видом ритуальной конструкции связан памятный, вертикально установленный столб стела и каменное изваяние, как правило, установлен­ные с восточной стороны сооружения или в центре ограды. На отдельных памятниках стела сочетается с изваянием. Положение каждого из них на конструкции различно. Все описываемые памятники древнетюркской скульптуры святилища Жайсан изготовлены из гранита.

В составе святилища представлены оди­ночные (тип 1), двойные (тип 2), тройные (тип 3) ограды. Каждый из типов ритуальных соору­жений подразделяется на подтипы по спосо­бу расположения стел и изваяний на оградах. Одиночные ограды с одной стелой, установ­ленной с востока, изучены на памятниках Жайсан 4, ограда 2, Жайсан 6, ограда 1 и Жай­сан 13, ограда 1 (подтип 1а). Разновиднос­тью описываемого типа является подтип 16 одиночная ограда 2 комплекса Жайсан 6. На этом памятнике установлены двойные стелы, одна из которых, достигающая высоты око­ло или более 2 м, установлена в центре огра­ды, а вторая, меньшая по размеру, стоит сна­ружи, по центру восточной стенки ограды. На боковой, северной грани стелы, ближе к центру, высечена тамга в форме круга, диа­метром около 15 см. Подтип 1в, описывае­мого типа 1, представлен оградой 1, комп­лекса Жайсан 13, на котором стела установ­лена в центре ограды, женское изваяние на­ходится снаружи, у восточной стенки огра­ды. Другая разновидность одиночных оград отражена в подтипе 1г, на памятнике - огра­де комплекса Жайсан 16, в центре которой установлена высокая стела, а мужское изва­яние расположено снаружи у восточной стенки ритуального сооружения.

Двойные ограды, объединенные во вто­рой тип ритуальных конструкций, представ­лены двумя подтипами, которые изучены на памятниках Жайсан 2, ограда 1 и Жайсан 13, ограда 2. Подтип 2а характеризуется двумя смежными оградами, с восточной стороны южной ограды установлено женское извая­ние. На восток от статуи выложена дорожка из камней, оканчивающаяся кольцевой вык­ладкой (Жайсан 2, ограда 1). В подтипе 26 в смежных оградах 2 мемориала Жайсан 13 находились: в центре южной конструкции стоит высокая стела, а в центре северной ог­рады - погрудное изваяние. Третий тип ри­туального сооружения представлен сооруже­ниями комплексов Жайсан 1, 10, 14, 15, со­стоящих из трех смежных оград. Все три примыкающие друг к другу ограды мемори­ального комплекса Жайсан 1 (подтип 3а) разделены вертикальными плитами, по цен­тру с востока на запад, на секции. В центре секций установлены невысокие каменные столбики (высота около 1 м). В двух южных секциях стоят по два столбика, во всех остальных секциях по одному, с восточной сто­роны центральной ограды, снаружи находи­лось каменное погрудное изваяние. В южной секции центральной ограды под столбиком найдены железный пластинчатый наконечник стрелы с незамкнутой втулкой и фрагмент панцирной пластинки.

Подтип 36 представлен на культово-ме­мориальном комплексе Жайсан 14. Харак­терной особенностью памятника являются три каменных изваяния, стоящие с восточной стороны всех трех, примыкающих друг к дру­гу оград (фото 1). Все изваяния представ­ляют собой три разновидности каменной скульптуры тюркских кочевников, получив­ших распространение в центрально-азиат­ских степях. Мужское изваяние, установлен­ное у северной ограды, погрудное, в центре стоит женское изваяние, в руках которого по­казан сосуд, придерживаемый обеими рука­ми (голова изваяния и левая рука отбиты).

Второе мужское изваяние, стоящее у восточ­ной стенки южной ограды, манерой исполнения, деталями иконографии и предметов, изоб­раженных на статуе, можно охарактеризовать как классический памятник древнетюркского монументального искусства. Ритуальное со­оружение памятника Жайсан 15, состоящее из трех больших оград и маленькой, примы­кающей к центральной ограде с северной сто­роны, характеризует культовую конструкцию подтипа 3в. Отличительной особенностью памятника являются парные погрудные, мужское и женское изваяния, установлен­ные с восточной стороны южной и север­ной оград, и высокие крупные стелы, рас­положенные в центре всех трех больших оград. Следующей разновидностью ритуальных сооружении типа 3 является под­тип 3г, характерная особенность которого выражена в конструкции культового памят­ника Жайсан 10. На данном памятнике в центре трех примыкающих друг к другу оград установлены стелы.

В целом, анализ ритуальных конструк­ций святилища Жайсан помогает выявить це­лый ряд признаков, позволяющих идентифи­цировать их как культовые памятники древ­них тюрков, основу которых составляет ме­мориальное сооружение ограда с изваяни­ем или стелой. Типологическая разновид­ность, отмеченная по конструкциям памят­ников святилища Жайсан, характерна для всего ареала древнетюркской культуры. Вме­сте с тем, на культовых сооружениях иссле­дуемого святилища отсутствует ряд элемен­тов, служащих в качестве критериев древне­тюркских мемориальных комплексов. Риту­альные конструкции ограды святилища Жай­сан не сопровождаются рядами балбалов. Кроме того, мемориалы святилища выступа­ют с иными, не присущими для древнетюрк­ских комплексов признаками. В отличие от аналогичных памятников Алтая, Тувы и Мон­голии на оградах святилища Жайсан, наряду с мужскими, установлены и женские изваяния. Женские изваяния установлены на различных типах оград наряду с мужскими статуями.

В наскальном искусстве святилища Жай­сан часты изображения оленей, верблюдов, сцен охоты и широко представлена тема всадничества. Стиль изображения горных козлов различается манерой передачи объем­ного туловища, спиралевидных по форме рогов. Горные козлы Жайсана изображены реалистично, они шествуют вместе с детены­шами и, как правило, являются объектами ритуальной охоты. Тюркские родовые там­ги в форме круга изображены дважды: на сте­ле из ограды 2, памятника Жайсан 6 и на мужском изваянии комплекса Жайсан 14. Тамги в форме ромбовидных подвесок вы­биты на скалах в трех случаях. Аналогич­ные подвески в качестве амулетов изобра­жены на древнетюркских, казахстанских изваяниях. Тамги в форме круга, оканчиваю­щегося вертикальной полосой и отходящи­ми от него горизонтальной чертой или дву­мя черточками, направленными в противопо­ложные стороны, также отмечены на скалах святилища Жайсан.

Работа по изучению тюркских родовых тамг и памятников наскального искусства ведется параллельно со сравнительно-сопо­ставительным анализом материалов мемори­альных комплексов с изваяниями и стелами. Комплексные исследования включают в себя и научные изыскания в области этнографии коренного населения, проживающего в рай­оне локализации тюркских святилищ.

Кочевники аулов Чуйского района, по­томки рода Ботбай до этнографической современности выбивали тамги на скалах до­лины Жайсан. Формы тюркских тамг сход­ны с родовыми тамгами Ботбая. Генеалогия рода Ботбай связывает свою родословную с племенем Дулат. А связь эпонима Дулат со средневековым тюркским племенным объе­динением Дулу кажется достоверной. Этно­графические данные о расселении родов Аккойлы и Каракойлы на землях описываемо­го района перекликаются с данными источ­ников о двух огузских родах с этими же наи­менованиями, возглавивших в XI в. Сельджук­скую империю.