Датируется памятник периодом XIII-XVI вв. Раскопки стационарно ведутся с 1996 года.

В Сарайчике были похоронены несколько ханов Золотой Орды и другие исторические личности, среди которых Менгу-Тимур (1266-1281 гг.), Токта (1280-1312 гг.), Жанибек (1342-1357 гг.), Бердибек (1357-1359 гг.), а также казахский хан Касым (1511-1524 гг.). После распада Золотой Орды с 1391 г. Сарайчик становится центром Мангытского Юрта, окончательно сформировавшегося в самостоятельное государство – Ногайскую Орду к 40-годам XVI в. При Касыме Сарайчик являлся столицей Казахского ханства.

В результате археологических исследований на Сарайчике в 1996-2004 гг. был получен богатый материал по городской культуре Казахстана эпохи Золотой орды, по динамике развития торгово-экономических и культурных связей города с центрами средневековых цивилизаций Востока и Запада.

В 2005 гг. были продолжены раскопки по береговой полосе реки Жайык, и были направлены, в первую очередь, на исследования культурных слоев города, разрушаемых водами реки. При обследовании яра правого берега реки Жаик между старой частью и «Опытным полем» с. Сарайчик в юго-западном направлении от раскопа V был обнаружен крупный завал из жженых кирпичей различного формата на площади более 10 м в длину и 5 м в ширину, высотой 1 м. Особенностью завала было наличие фрагментов алебастровой штукатурки. Ряд кирпичей представляли блоки, сцементированные водонепроницаемым раствором, имели алебастровую штукатурку. Наряду с фрагментами керамики были встречены обломки гончарных труб, железного котла. На вертикальном срезе яра просматривалась кладка из обожженного кирпича со следами штукатурки. В связи с этим возникло предположение о наличии в толще культурных напластований монументальной постройки, отличной от часто встречаемых на городище склепов из обожженного кирпича - корхана. С учетом предстоявшего в 2006 году весеннего разлива реки и уничтожением при этом культурных напластований городища было принято решение исследовать прилегающий к выявленной стене участок средневекового города.

Исследования планировки, конструктивных особенностей и архитектурных деталей и сопоставление их с материалами раскопок монументальных зданий золотоордынских городов, средневековыми архитектурными памятниками Южного Казахстана и Средней Азии позволило интерпретировать данный памятник как баню.

Остатки бани располагаются на западной окраине городища Сарайчик в 10 м от южной границы городища и в 60 м к северо-западу от мазара. Баня находилась в 200 м от игравшего важную роль в средневековом Сарайчике архитектурного комплекса «хана». Возможно, при выборе места бани учитывалась также и близость старого русла реки Жаик, проходящего между старой частью села и «Опытным полем». При расчистке бани были выявлены конструктивные особенности помещения, отопительная система. Выявлено, что стены помещения представляют собой кладку из кирпича, размеры которого являются стандартными для эпохи Золотой орды (24*24*5 см) и сырца. Баня состояла из нескольких разнофункциональных помещений. Прослежено моечное отделение с подпольной обогревательной системой. Пол выложен обожженными плитами, стены и пол сохранили остатки штукатурки из водонепроницаемого раствора. В полу прослежена водосточная канава, вкопанный хум, яма-отстойник. Отопление, нагрев воды осуществлялся при помощи печи-тандыра. Датируется XIV в.

Рядом с баней проходит колея старой дороги, которая прослеживается на аэрофотоснимке района с. Сарайчик. Дорога вела от старой части с. Сарайчик в новую часть села. Примечательно, что к югу от бани проходит просматриваемый в микрорельефе местности вал, который опоясывает юго-западную часть городища, где ныне располагается современное кладбище с.Сарайчик. Как известно, золотоордынские города не имели укреплений и их появление связывается с последним периодом истории Золотой Орды. Нахождение бани рядом с валом подчеркивает особый статус района средневекового Сарайчика, окруженного валом. Отрарская баня XIV-XV веков также располагалась вблизи ворот шахристана средневекового города.

Параллельно стене из обожженного кирпича был заложен раскоп площадью 5*4,5 м. который был продолжен к юго-западу и к северо-востоку вдоль берега реки. Общая длина раскопа параллельно стене бани составила более 25 м. К сожалению, большая часть бани оказалась смыта рекой. Расчищена сохранившаяся юго-восточная часть сооружения.

Также были продолжены исследования культурных слоев городища на участке раскопа V, расположенных непосредственно на берегу реки, между колодцем и ханакой. Здесь выявлены остатки гончарной печи. Печь сохранилась в диаметре 1 м, глубиной 0,5 м. Толщина стенок составила 12-16 см.

Исследовались участки кладбища. При раскопках был собран нумизматический материал, в том числе клад из серебряных монет (84 шт.), прекрасные образцы столовой кашинной керамики, архитектурный декор, среди которых особый интерес представляет майолика с позолотой, фрагмент каменной подвески с остатками надписи, железные замки. Большинство монет слиплись в стопки, на которых прослеживались остатки материи, что, предполагает нахождение монет в матерчатом мешочке. Стратиграфия слоя, в котором найден клад монет, показывает, что он был спрятан после постройки сырцовой стены бани.

Производилась атрибуция клада монет. Выявлены чеканы ханов: Мухаммед Узбек-хан (1313 - 1341гг.); Токтагу-хан (1291 -1313 гг.); Махмуд Жанибек хан (1341 -1357); Бирдибек хан (1357-1359 гг.); Кульна- хан (1359 - 1360 гг.); Науруз - хан (1359 - 1360 гг.); Махмуд Хызр-хан (1359 - 1361 гг.); Килдибек хан (1361 - 1362 гг.); Хайр Пулад хан (1362 – 1363 гг.); Абдуллах - хан (1360 - 1370гг.). Золотоордынские монеты представлены дворами: Сарай (ал-Махруса, ал-Жадид, ас- Сарай), Гюлистан, Азак. Монеты серебряные и медные. Сарай ал-Жедид - Новый Сарай, местоположение которого не выяснено точно. Наиболее ранние монеты в кладе - выпушены в годы правления Токтагу-хана и в первые годы правления хана Узбека (1313-1341 гг.). Проведение крупных реформ в государстве, начатое этим ханом, наложило отпечаток на внешний вид денежных знаков. Например, введение и утверждение ислама отразилось через помещение на дирхемы Суннитского символа веры. На монетах встречены символы могущества, власти, благоположения - изображение барса с поднятой передней лапой ч восходящим из-за спины солнцем. Пулы Нового Сарая начали выпускаться с начала правления хана Жанибека. На монетах отмечены изображения зодиакальных символе. (рак); шестилепестковой розетки, шестиугольной фигуры. Тип монет с распустившейся шестилепестковой розеткой на реверсе чеканился в XIV веке и составил основу денежного обращения в Дешт-и Кыпчаке вплоть до Токтамыша. В смутное время 60-80-х годов XIV века новосарайский двор продолжал выпускать монеты с именами ханов, боровшихся за ак- ордынский престол. На реверсах монет помещены хищные звери, изображения цветов и геометрических фигур, помогавшие неграмотным жителям различать монеты разных выпусков. В целом, предположительно в 1310-1360 гг. город пережил значительный торгово-экономический и культурный подъем. Во времена Смуты денежное обращение сократилось и поддерживалось монетами хорезмийской чеканки. С начала правления местный рынок снова стал наполняться столичной монетой, начал работать собственный монетный двор. Через столицу Сарай и Хорезм Сарайчик был связан с удаленными районами Дешт-и Кыпчака и другими странами. Во времена Ногайской Орды увеличились связи с Крымом и приток Гиреевской монеты. Вероятно, в это время велась собственная чеканка.

Археологическое изучение Сарайчика актуально тем, что город, благодаря своему удобному расположению на узловом участке евразийских коммуникаций, был с XIII века и вплоть до гибели особо важным пунктом, где переплетались стратегические военно-политические, торгово-экономические и другие интересы, как регионов Золотой Орды, так и сопредельных с ней стран. Культурные пласты городища содержат материализованные свидетельства этих бурных событий. В тоже время городская культура Сарайчика и его округа имела, по сравнению с синхронными культурами Нижнего Поволжья, Хорезма и Среднего Востока в целом, свою специфику, отражавшую ее глубинные степные корни и тесные контакты с Дешт-и Кыпчаком и другими районами. Продолжение исследования на Сарайчике важно в контексте нового подхода к оценкам исторического последствия образования и распада Золотой Орды. История возвышения, угасания и гибели Сарайчика непосредственным образом связана с событиями начального периода образования казахской государственности и формирования ее этнической территории.

В настоящее время проблемы сохранения культурных остатков Сарайчика, являются особо актуальными, поскольку ежегодно в результате обрушения берега р. Жайык культурные слои городища шириной от 2 до 3 м и длиной до 600 м исчезают. Безусловно, необходимо принятие срочных мер для сохранения и музеефикации уникального памятника.