Комплекс Акыртас отождествляется со средневековым городом Касрибас. Древний город включал в себя целый ансамбль архитектурных сооружений. Сюда входили: дворцовый комплекс и замок правителя, крепость и караван-сарай, богатые усадьбы и землянки, садово-парковая зона и обширная сеть водопровода и водохранилищ.

Центральным сооружением древнего Касрибаса является дворцовый ансамбль.

Одна из версий возведения дворцового комплекса Акыртас выдвинута немецким исследователем Б. Брентьесом. Согласно этой версии, дворец строился по приказу арабского полководца Кутейбы, который в 714           715 гг. стал правителем Центральной Азии. Кутейба ибн Муслим дал приказ арабским зодчим спроектировать и возвести здесь, на юге Казахстана свою резиденцию - прекрасный дворец. К сожалению, в связи со смертью полководца, его мечте не суждено было осуществиться. Дворец остался недостроенным, но, даже такой, незавершенным строителями, полуразрушенный временем, комплекс поражает нас монументальностью, грандиозностью мысли, творческим размахом. Именно благодаря дворцовому комплексу, средневековый город получил свое название – Касрибас. В переводе с арабского языка слово «Каср» обозначает – «дворец». Вторая половина слова, в зависимости от произношения, имеет две версии перевода.

Первая версия. Возможно, это несколько интерпретированное слово: «Каср-Аббас». В данном случае: «Каср» – «Дворец», «Аббас» – мужское имя. Согласно арабским традициям, часто бывало, что люди, возводящие какое- либо здание, сооружение или монумент, давали им имя всеми почитаемого человека, либо своего учителя - «устаза», либо своего именитого родственника. Возможно, Кутейба так назвал дворец в честь дорогого ему человека – «Каср-Аббас».

Вторая версия. Согласно этой версии, слово произносилось: «Касраб-баз». В переводе с арабского «баз» обозначает – «орел». То есть, «Каср-аб-баз» - «Дворец Орла». Имеется в виду отождествление самого Кутейбы с орлом. У многих народов, и у арабов также, орел, как известно, является символом первенства, лидерства, недостижимости. По-видимому, так называли уникальную постройку приближенные и войско полководца, поскольку, в глазах своих воинов Кутейба ибн Муслим был недостижимым, непревзойденным, первым, кто начал строительство дворца в Средней Азии1.

Среди других наиболее значимых архитектурных сооружений комплекса можно назвать: караван-сарай XIII века, замок правителя и крепостное сооружение. Замок правителя и крепость располагаются локальной группой, в 1км юго-западнее дворцового комплекса. Крепостное сооружение возведено на естественном холме высотой 3-4 метра, с юго-восточной стороны от замка.

Сооружение почти квадратное в плане, размерами: 39*40,5 м. Ориентация крепости по странам света, с небольшой сдвижкой9. По углам сооружения располагаются угловые башни, круглые в сечении. Есть еще одна, пятая башня, расположенная с юго-восточной стороны, невдалеке от юго-восточной угловой башни. Между промежуточной и угловой башнями располагаются ворота - въезд в крепость, кроме того, ворота прослеживаются еще и в центре восточной и северной крепостных стен комплекса.

Таким образом, в крепости было, предположительно, трое ворот и пять сторожевых башен [см. рис.1]. Раскопки в крепостном сооружении проводились четыре археологических сезона.

Исследования обнаружили крепостную стену по периметру сооружения, шириной 3 метра. Каменной кладки в стене не обнаружено. В последней не прослеживалось и кирпичной кладки. Предполагается, что крепостная стена была глинобитной, по-видимому, выведенной в опалубке. Сохранившаяся высота крепостной стены – 1,75 м.

Необычный строительный прием использовали строители при возведении крепостного сооружения. Как правило, на архитектурных памятниках Южного Казахстана мы наблюдаем следующую ситуацию: наружная крепостная стена сооружения выложена из каменных блоков, а внутренние стены постройки выкладывались из пахсовых блоков или сырцовых кирпичей. В нашем же примере, напротив, наблюдается иная картина – крепостная наружная стена выложена глинобитной на каменном фундаменте, тогда как внутренние стены крепости выведены из каменного булыжника средних размеров, уложенных на растворе, при этом, фундамент их устроен глинобитным [см. фото. 1]. Блоки для, внутренних стен постройки подбирались средних размеров, разной формы и не обтесывались, а укладывались в природном виде'.

Следует отметить одну общую черту при строительстве крепости. Несмотря на то, что все внутренние стены постройки выведены очень тщательно, аккуратно садился на раствор каждый каменный блок, в целом, абсолютно все блоки, использованные при строительстве, остались необтесанными. Именно в этом наблюдается принципиальная разница в строительстве дворцового комплекса и крепости. По-видимому, перед строителями была поставлена задача возведения крепостного сооружения в кратчайшие сроки. При этом, прочность постройки, несомненно, стояла, как задача, на первом месте. Отметим, что наружная крепостная стена, хотя и выложена глинобитной, обладает исключительной прочностью.

Предположительные версии по планировке крепости сводились к следующему. По периметру крепостных стен изнутри «нарезались» помещения, расположенные вплотную друг к другу с выходом во двор. По центру двора, также предположительно, располагался колодец. Однако, реальные раскопки показали планировку сооружения несколько иной.

Как и предполагалось, по периметру внутри крепостной стены «нарезались прямоугольные помещения, приблизительно равные по размерам, расположенные по продольной оси, вплотную друг к другу. Размеры комнат приблизительно: 2,8-2,9 * 8,5-9 м. Таких комнат вскрыто: три (пом.1, 2, 3) – у западной стены и одна комната (пом. 12) – у южной стены. И только лишь угловая комната - (пом. 4) резко отличается своими габаритами. Ее размеры вдоль западной стены 4,5*7,1 м вдоль южной стены.

В прошлом сезоне (2004 год) с южной стороны, рядом с промежуточной сторожевой башней, была- вскрыто помещение 5, намного превосходящее по габаритам обычную комнату. Мы назвали это помещение «Парадным залом». Парадный зал еще не был полностью вскрыт и на тот период имел размеры: 7,6*8,3 м.

Раскопки сезона 2005 года продолжились вдоль южной крепостной стены в сторон юго-восточной угловой башни. Наша предположительная версия о внутренней планировке крепости не подтвердилась и в юго-восточной стороне сооружения. Больше помещений у южной крепостной стены не выявлено. Так называемый, «парадный зал» продолжился к востоку. Ситуация на сегодняшний момент склоняет нас к мысли, что это было не помещение, а открытая с двух сторон комната, которая плавно «перетекает» в большое открытое пространство внутри крепости, перед въездными воротами. Южный крепостной въезд, между угловой и промежуточной башнями, был решен в виде пандуса. По-видимому колесницы, повозки въезжали по пандусу внутрь крепости, и на просторной открыто? территории свободно разъезжались, не мешая друг другу. На эту же площадку попадали все люди, входящие и въезжающие в восточные ворота. Пока что раскопками территория восточных ворот не вскрыта.

После обнаружения у южной стены пристенной печи с топкой, на протяжении 8 метров никаких помещений не обнаружено. Там, где расположена промежуточная крепостная башня, с внутренней стороны вскрыт полукруглый элемент конструкции. Диаметр его – 3,5 м, высота – 1,9 м. Сверху – плоская площадка. Расстояние от края площадки до крепостной стены (радиус) – 1,4 м. Предполагаем, что это полукруглый пилон, фланкирующий въезд в южные крепостные ворота. Однако, точно обозначить этот элемент конструкции пока невозможно, поскольку снаружи промежуточная башня еще не вскрывалась. Фундамент полукруглого пилона - каменный. Пока что прослеживается один ряд каменных булыжников среднего размера. Длина пандуса от промежуточного пилона до восточной крепостной стены – 12 м. Ширина его – 2,8 м, а угол подъема равен приблизительно 30°.

На сегодняшний момент раскопки достигли восточной крепостной стены с внутренней стороны крепости. Вдоль нее с юго-восточной стороны обнаружилось прямоугольное возвышение, очень прочное, предположительно, суфа. Ширина суфы – 0,7 м, высота (пока условная) – 0,25 м. Вышеописанный пандус как бы плавно переходит в суфу.

Раскопки 2005 года проводились не только внутри крепости, но и снаружи ее, а именно, на юго-западной угловой башне сооружения. Исследовалась также ближайшая округа памятника. К юго-западной угловой башне изнутри крепости примыкает помещение 4. В западной стене его, ближе к разделительной стенке с помещением 3, обнаружился сквозной дверной проем, ведущий через всю толщу крепостной стены – наружу. Ширина проема в нижней части – 1,3 м, в его верхней части – 0,65 м, высота – 1,65 м. Снаружи, слева от последнего, и располагалась угловая башня. При вскрытии ее обнаружилась совершенно неожиданная планировка, т.е., как таковой, башни, внутрибашенного помещения не обнаружилось. Строго на углу крепости, в направлении к югу, обнаружена глинобитная стенка-перегородка, шириной 1,1 м, длиной 2,1 м с одной стороны и 1,6 м – с другой стороны. Стенка к концу несколько сужается по ширине до 0,9 метра. Этот конструктивный элемент исключительно прочный, несмотря на то, что выполнен глинобитным. Параллельно ей к востоку, на расстоянии 1,1 м обнаружена боковая поверхность еще одной стены.

Вторая стена еще до конца не раскопана, и потому, планировку башни пока еще невозможно представить, (см. фото. 2). Напрашивается лишь версия возможного решения башенного сооружения. Быть может; это была еще не сама башня, а мощная платформа – фундамент под башню. Такую платформу мы можем видеть, например, под дворцом Куйрук-тобе на юге Казахстана3 . Толстые стены-перегородки образовывали собой каркас клетей, которые затем набивались строительным мусором, тщательно промазывались раствором, а после высыхания раствора представляли собой прочный фундамент под дворцовый комплекс. Возможно, в нашем случае, частично вскрытые толстые стены-перегородки являются частью круглой платформы с клетями, т.е., фундаментом под башней.

Среди находок последнего сезона обнаружено большое количество костей разных домашних животных, фрагментов как кухонной, так и столовой керамики. Из находок, обращающих на себя внимание следует отметить следующее. В западной крепостной стене помещения 4 обнаружен металлический плоский предмет, похожий по форме на небольшой кинжал. Находка имеет длину 27 см, ширину основной части 4 см, расширенной части у конца 5 см. Ближе к концу предмет имеет сужающийся перешеек, размером 2,5*2 см. Узкая часть более толстая в сечении, за счет налепа, и составляет 1 см. На налепе видны два ярко выраженных и два едва видимых круглых декоративных углубления диаметром 7 мм. С другой стороны находка полностью плоская, без налепов и декоративных углублений. Основная часть металлического фрагмента в сечении составляет 3 мм. Поскольку у ножей, кинжалов с одной или с обеих сторон лезвие более тонкое, а наша находка – одинакова по толщине, предполагаем, что предмет является не холодным оружием, а фрагментом конской сбруи. В северо-западной части крепости, среди камней обнаружена продолговатая стеклянная бусина ярко-зеленого цвета. Бусина – прямоугольная в сечении, ее размеры: 1,0*0,8*0,6 см.

Также найдено керамическое пряслице диаметром 6 см. Пряслице вторичного использования, первоначально это было донце керамического сосуда, в котором, после поломки сосуда, просверлили отверстие для нити.

Еще одна находка – фрагмент маленькой костяной пластинки с отверстием посередине. Пластинка имела прямоугольную форму с закругленными углами, не отполирована. Фрагмент имеет размеры: 2,7*2,0*0,5 см. Диаметр отверстия – 7 мм. Лицевая сторона пластинки слегка отшлифована, с краю на ней просматривается едва заметная процарапанная декоративная линия. Трудно определить назначение находки, возможно, это был фрагмент женского украшения. Как видно из находок, на крепости протекала полнокровная жизнь. Женщины носили стеклянные бусы, костяные украшения, пряли пряжу. Мужчины держали лошадей, а, значит, использовали конскую сбрую.

Надеемся, что следующий археологический сезон принесет нам еще больше находок, раскроет следующие тайны планировки крепости Акыртас.

 

1.     На русский язык перевод выполнил Доктор технических наук Амгад Захран. «Высшая научная Академия по Египтологии и туризму», г. Каир, Египет, ноябрь 2005 года.

2.     Для облегчения восприятия крепостные стены далее будут называться просто-южная, северная, западная и восточная, не взирая на сдвижку.

К.М. Байпаков, З.Ж. Шарденова, С.Я. Перегудова. Раннесредневековая архитектура Семиречья и Южного Казахстана на Великом Шелковом Пути. Алматы, «Гылым», 2001 г., С.121.